На днях мне довелось побывать в школе на последнем звонке моей крестницы. Собираясь на мероприятие, я приготовила упаковку носовых платочков – совсем недавно были последние звонки моих сыновей, и радостно-грустные воспоминания о том событии ещё свежи в моей памяти.
Я в школе: трогательные выпускницы с белыми лентами в волосах, парни в белых рубашках и галстуках, родители чуть на взводе, учителя при параде, разноцветные шары, букеты, «Школьный вальс» из колонок, небольшая неразбериха и суета… Я в предвкушении праздника.
Вначале традиционные выступления директора школы, помощника депутата, взволнованно-запутавшейся родительницы – слова формально-правильные, долгие, дежурные. Терпеливо пережидаю данный ритуал – только после него начнутся песни, сценки, танцы, благодарности выпускников – обычно именно эта часть праздника прощания со школой особенно наполнена искренними эмоциями детей, учителей и родителей.
И вот концертная, самая любимая мною, часть праздника! Парень и девушка, ведущие торжество, объявляют о начале церемонии вручения премии «Оскар». Моё удивление сменяется любопытством: о чем это они? Оказывается, преподавателям вручаются статуэтки за вклад в изучение различных предметов. И перед каждой номинацией разыгрываются сценки, основанные на фильмах, причем американских фильмах: «Титаник», «Пираты Карибского моря», «Чикаго»… Школьных предметов много. Много и Америки.
Я наблюдаю за действом на сцене и всё больше недоумеваю – что происходит??? Складывается впечатление, что тема ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА отодвинута в сторону, и сейчас идет мероприятие, прославляющее американскую культуру: с двух сторон от сцены большие мониторы с изображением «Оскара» и надписью OSCAR, со сцены звучат иностранные имена, музыка из известных американских фильмов и мюзиклов. И награждение учителей, слова благодарности учеников теряются в этом фонтане чужеродного искусства…
Мне становится грустно и досадно. Проецирую эту ситуацию на подобное мероприятие в США: интересно, была бы вообще возможна ситуация, в которой бы американские школьники разыгрывали представление, опираясь на русские фильмы «Неуловимые мстители», «Москва слезам не верит», «Бриллиантовая рука»… И чтобы вручали своим преподавателям статуэтку «НИКУ» — приз Российской Академии кинематографических искусств. И чтобы выступали в русских народных костюмах, распевали русские песни…
Что с нами происходит???
Задаю себе вопрос: неужели ни один из учителей, директор школы не знали/не захотели/не смогли/не стали вникать/разбирать/осознавать/придумывать вместе с юными выпускниками сценарий праздника? Неужели леность души и ума привели к тому, что план и содержание мероприятия были бездумно скачаны из интернета и скопированы в худшем варианте? И НЕУЖЕЛИ к 17 годам ребятам не привили ни в семье, ни в школе гордости за нашу Державу, российскую культуру, национальные традиции? Представление было показано и воспринято как само собой разумеющееся. Мы и не заметили, как чуждые нам ценности, приоритеты, культура заполнили нашу жизнь…
Горько…
В конце девочки и парни, прощаясь друг с другом и любимыми учителями, плакали. Плакала и моя крестница, глядя на неё и я… Искренние, чистые слезы. Дети выросли. Дети прощаются с детством. И мы, взрослые, упустили из виду, не заложили в них самого главного – уважения к себе, своему народу, своей культуре, истории.
Желаю вам, наши любимые дети, вдумчивого поиска собственного пути. Осмысленности выбора и поступков, пристрастий и предпочтений. Любопытства, азарта, интереса в изучении родных традиций и корней – в книгах, в том же интернете сейчас много информации.
P.S. Я уважаю культуру разных народов. И в американском искусстве нахожу какие-то особенные книги, музыку, фильмы, которые трогают мои чувства. Просто сейчас я особенно внимательна к «моему» и «не моему». Мне милее наша Матрешка, а не Барби. Мне интереснее «В бой идут одни старики», а не «Бондиана». Мне ближе «Ой, то не вечер», а не стиль кантри. Я горжусь Гагариным, а не Армстронгом. И вместо краткого американского О’К я выбираю родные ХОРОШО, ДОБРО и ДОГОВОРИЛИСЬ.